admin on июня 30, 2009


ФИНАНСЫ

Банки стали сговорчивее
Яна ТАРЕЕВА
 
Еще два года назад они не горели желанием искать компромиссы и нелюбезно общались с должниками, теперь же диалог все-таки налаживается, - считает президент Независимой ассоциации предпринимателей и глава общественного объединения «Наш дом Казахстан» Талгат Акуов. По крайней мере, сейчас обе стороны пытаются искать компромисс без забастовок, голодовок и потасовок. Хотя этот накал во многом снижен временным мораторием правительства на продажу залоговой недвижимости «с молотка», но проблема никуда не делась.
 
- Все понимают, что она возникла не только по вине исключительно банков или заемщиков, - уверен лидер активистов. Последние поддались кредитной эйфории прошлых лет, когда все скупали земли и недвижимость. Вина же банков в том, что подогревали интерес. Есть люди, у которых ничего не было за душой, но они получали большие кредиты - банки давали их буквально всем подряд, не спрашивая, чем клиент занимался. И только сейчас банкиры начинают трезво оценивать ситуацию. А ведь мы в свое время предупреждали, что проблема будет только шириться.

В чем-то ситуация напоминает лечение болезни антибиотиками. Если заниматься самолечением и обойтись всего парой уколов, велик риск мутации вируса, и тогда лечить его становится гораздо сложнее. Директор юридического департамента общественного объединения «Наш дом Казахстан» Николай Комаров рассуждает воистину как врач:

- Мы начинали решать проблему многими громкими мероприятиями - митинговали, пикетировали банки, устраивали голодовки. То есть пытались решить радикальными методами, но проблема оказалась глубже и сложнее, чем она нам ранее казалась. Сегодня мы перешли в правовое поле работы (ведь раньше нас банки обвиняли в митинговщине) и работаем индивидуально с каждым заемщиком. Мы уже получили ряд отсрочек, но считаем, что этого недостаточно и банки должны более активно идти навстречу. Да, многие начали работать в позитивном ключе, но в целом мы пока работам с малым КПД. Как его повысить со стороны банков и с нашей стороны? Главная претензия к банкам, которую озвучили юристы, - стиль ведения дел...

- Многие банки пытаются игнорировать - не отвечать. Мы, используя Конституцию, заставляем это делать через прокуратуру. Пытаются обойтись отпиской - мол, это банковская тайна. Но мы все равно добиваемся информации, потому что человек не просто так к нам приходит, а дает нотариально заверенную доверенность. Мы официально представляем его интересы, а не просто потому что мы добрые сердечные люди. Есть еще вариант: отвечают, но отсрочки все равно не дают. Они не думают - если человек не платит, то проблемы не только у заемщиков, но и у банков.

Впрочем, новых вариантов полюбовного решения защитники пока не предложили. Первый, как уже не раз упоминалось в прессе, - государство выкупает жилье и сдает человеку в аренду.
- Таким образом, деньги все равно возвращаются к тому, кто их дал. Однако Фонд стрессовых активов, который должен был этим заниматься, до сих пор не работает, хотя набраны сотрудники, офис есть и деньги перечислены.

Также мы предлагаем банкам давать отсрочку при минимальном платеже. Мы не говорим, что человек вообще не должен платить, нет, он будет это делать, но дайте возможность свою платежеспособность как-то улучшить. Еще вариант - человек решил отдать залог. Как действуют банки, если им это невыгодно? «Нет, мы не возьмем залог, плати». И снова тупик - банк не получает денег, ипотечник подвис.

Проблема в том, что никто из нас не знает, когда закончится кризис. И если банки сейчас потеряют заемщиков, они потеряют всех потенциальных будущих клиентов. Пока многие договора заключены так, что все права у банков, а у заемщиков прав вообще никаких, кроме как единственная обязанность - «плати!».

Сами банкиры-заимодавцы с этим непопулярным мнением не согласны. Впрочем, понять их можно: банкам тоже приходится рассчитываться с иностранными кредиторами, а если человек, взявший в долг, не рассчитал своих сил, это его проблемы. Свои обязательства - дать деньги - банк выполнил. Выполнять свои обязана и вторая сторона. Как говорится, добро пожаловать в капитализм.

Начальник управления по работе с проблемными займами Альянс Банка Ерик Шарипбаев утверждает: «Мы никаких мероприятий по заемщикам с единственным жильем не проводим, а более половины обратившихся к нам клиентов получили отсрочки платежей и возможность реструктуризации».

Адилет Кожамбаев, глава управления посткредитного обслуживания «БТА Ипотека», тоже считает - его организация делает все возможное.

- У нас создано отдельное подразделение, которое работает с клиентами, оказавшимися в непростой ситуации. Мы предлагаем несколько схем отсрочек в зависимости от ситуации: у кого-то непростая ситуация в семье, кто-то потерял работу, бывает, женщина уходит в декрет и теряет заработок.

далее

0 1


 

dknews.kz

Tags: , ,