ФИНАНСЫ

Госзакупки – рычаг бюджетного контроля
Виктория ЗАЙЦЕВА
 
Эффективное расходование бюджетных средств всегда стоит на одном из ведущих мест в финансовой системе любого государства. Для обеспечения прозрачности и подконтрольности использования бюджетных средств и существуют государственные закупки - очень сложный и трудоемкий процесс. Центром по исследованию финансовых нарушений был проведен анализ процесса государственных закупок, который выявил около 70 возможных моментов совершения правонарушений.
 

Государственный шопинг

Для начала стоит немного разобраться в системе самих государственных закупок. Для этого нелишне будет вспомнить процесс формирования данной системы. Начальный этап развития системы государственных закупок в независимом Казахстане затрагивает 1996-2000 гг., когда были разработаны первые нормативные документы, регулировавшие порядок приобретения товаров, работ и услуг на бюджетные средства. В дальнейшем сфера государственных закупок развивалась и совершенствовалась параллельно с общим развитием страны. Экономический рост способствовал увеличению объемов закупок. Государственные закупки стали основным инструментом реализации запланированных государственных мероприятий, требующих финансирования.
С изменением общей ситуации в стране, развитием технологий система госзакупок переходила на новый уровень развития, изменялись концепции подходов к их проведению.

Концептуальные изменения в организацию государственных закупок были внесены в 2007-2008 годах, когда они стали выступать в качестве регулирующего рычага экономики. Перед государством стоял вопрос решения сразу нескольких задач: защита от коррупции через упрощение и повышение прозрачности процедур; развитие конкуренции и привлечение большего числа поставщиков к тендерам через повышение оперативности процедур и снижение расходов у потенциальных поставщиков при участии в конкурсах; государственная поддержка реального сектора и увеличение казахстанского содержания посредством использования средств государства для размещения заказов на отечественных предприятиях.
В то же время постановлением правительства РК был создан Центр по исследованию финансовых нарушений, органом государственного управления которого является Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета. Центр был создан для поиска резервов бюджета через выявление системных экономических явлений, негативно влияющих на эффективность бюджета, и совершенствование существующих бюджетных процедур. Аналитическая деятельность центра направлена на выявление коррупции, теневой экономики, мошенничества при использовании бюджетных средств, на модернизацию методов контроля с учетом перехода на бюджетирование, ориентированное на результат. Центр также держит под контролем межбюджетные отношения и использование трансфертов, проводит мониторинг использования антикризисных средств.

Последний анализ, проведенный Центром по исследованию финансовых нарушений, касался процесса государственных закупок и выявил около 70 возможных моментов совершения правонарушений. Согласно анализу в процессе проведения государственных закупок на практике зачастую возникают проблемные моменты, связанные как с несовершенством норм законодательства, так и с возникающими субъективными причинами. Многие нарушения происходят в результате неоднозначного понимания и толкования норм законодательных актов при отнесении тех или иных государственных закупок к закупкам, проводимым без применения норм закона, или определении демпинговой цены.

Специалисты центра к наиболее серьезным нарушениям относят следующие: включение в годовой план государственных закупок «ненужных» товаров, работ или услуг, что изначально предполагает необоснованное и неэкономное расходование средств бюджета;

нарушение требований законодательства к конкурсной документации путем указания на характеристики, определяющие принадлежность закупаемых товаров, работ или услуг отдельным потенциальным поставщикам, к примеру, как уже упоминалось выше, разработка технической спецификации под конкретного поставщика; предъявление к потенциальным поставщикам квалификационных требований, не предусмотренных законодательством; любые действия организатора государственных закупок, направленные на создание благоприятных условий для «своего» поставщика, как, например, приведение его заявки на участие в конкурсе в соответствие с конкурсной документацией путем запроса недостающих документов, их замены, приведения в соответствие и/или необоснованное отклонение заявок на участие в конкурсе других потенциальных поставщиков. Также на практике довольно часто встречаются нарушения по срокам, порядку извещения и направления уведомлений, процедурам регистрации, возникают сложности с определением способа государственных закупок, что влечет соответствующие нарушения.

далее

0 12


 

dknews.kz

Tags: , , ,