ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ НЕДЕЛЯ. Итоги социально-экономического развития страны за прошедшие шесть месяцев 2008 года, подведенные на расширенном заседании Правительства в минувшую среду, достоверно показали, что ни один из пессимистичных прогнозов полностью не оправдался. Ни по отдельным отраслям, ни по всей экономике в целом.

Премьер-Министр РК Карим Масимов, выступая на расширенном заседании Правительства, особо отметил, что все те меры, которые принимались Правительством по поручению Главы государства, позволили обеспечить стабилизацию экономической ситуации в целом, произвести запланированный рост экономики в пределах 5%, а также удержать инфляцию в прогнозируемых коридорах.

В свою очередь, министр экономики и бюджетного планирования РК Бахыт Султанов отметил, что имеющийся запас прочности в экономике, накопленный в прошлые годы, а также своевременно выработанный комплекс мероприятий, направленных на стабилизацию отечественной экономики, позволили смягчить негативное воздействие внешних факторов и их последствий, и в целом обеспечить устойчивость экономики страны. Так, по его словам, не произошло ожидаемого значительного снижения объемов кредитования экономики. Объем кредитов на протяжении 1 полугодия остается неизменным, чему способствовал рост объема депозитов юридических лиц. Несмотря на замедление роста некоторых показателей, финансовая система показала себя стабильной и эффективно функционирующей.

Кроме того, учитывая ситуацию на мировых рынках продовольствия, приняты дополнительные меры по поддержке агропромышленного комплекса страны и обеспечению продовольственной безопасности. В условиях резкого роста мировых цен на пшеницу и больших объемах экспорта казахстанского зерна на внешние рынки, было принято своевременное решение о создании стабилизационных зерновых фондов во всех регионах. В целях социальной поддержки населения Правительство пошло на сдерживание тарифов естественных монополий. С целью насыщения рынка социально-значимыми товарами и сохранения продовольственной безопасности страны Правительством принято решение о снижении ставки таможенных пошлин на отдельные продукты питания, а по некоторым из них введен временный запрет на экспорт.

Помимо поддержания ликвидности и стабильности финансовой системы страны в условиях высоких мировых цен на нефть, принятые меры были направлены на обеспечение макроэкономической стабильности и стимулирование экономической активности. Со стороны государства была оказана финансовая помощь наиболее уязвимым секторам экономики. Так, через госфонды и другие источники малый и средний бизнес страны получил более 50 млрд. тенге в виде дешевых кредитов. Столь же значительная помощь была оказана строительной отрасли на конец объектов долевого строительства.

Однако нельзя исключать того, что продолжающийся рост мировых цен на продовольственные и энергетические товары, сохранение внешнего инфляционного давления со стороны приграничных государств, наряду с внутренними факторами, провоцируют усиление в стране инфляционных процессов. Подводя итоги первого полугодия, глава Национального банка РК Анвар Сайденов сообщил, что за отчетный период инфляция в Казахстане составила 5,7 %, превысив подобный показатель за шесть месяцев 2007 года на 1,1%.

- Потом некоторого замедления темпов инфляции в первом квартале текущего года, во втором квартале инфляционные процессы усилились, - отметил глава Нацбанка. – При этом, как пояснил А.Сайденов, наибольший рост цен пришелся на такие товары и услуги, как фрукты и овощи, хлебопродукты и крупяные изделия, в том числе рис, а также дизельное топливо, бензин, услуги учреждений здравоохранения и транспорта.

Одним из основных инфляционных факторов, по словам главы Нацбанка, является рост мировых цен на сырьевые ресурсы, в том числе продовольствие и нефть. – Инфляционное давление также обусловлено ростом издержек производства, вследствие чего рост стоимости промышленной продукции в первом полугодии 2008 года составил 30%, пояснил А.Сайденов. Тут он, в частности, отметил, что стоимость товаров промежуточного потребления за отчетный период увеличилась на 33 %, цены и тарифы на уголь возросли на 51,3 %, на нефть – 36,1 %, на газовый конденсат – на 35,3%.

Правительством вместе с Национальным банком и местными исполнительными органами принимаются меры по удержанию инфляции на уровне, не превышающем 10%.

В рамках комплексной антиинфляционной политики были предприняты меры по целому ряду направлений. Что было сделано со стороны монетарных властей? Глава Нацбанка считает, что на фоне мирового кризиса ликвидности Казахстан находился в более сложных условиях. Одной из причин стало то, что возникшие на мировых рынках проблемы совпали со временем выплат банков по внешним обязательствам. – Все это привело к проявлению накопленных рисков банковской системы и повышению уязвимости национальной экономики к внешним финансовым шокам, - пояснил А.Сайденов.

По словам председателя НБ, со второй половины 2007 года Нацбанк, реагируя на изменение ситуации на мировых рынках и проявление дефицита ликвидности у банков, предпринимал шаги по обеспечению стабильности финансовой системы путем предоставления краткосрочной ликвидности банкам. Благодаря принятым мерам, как отметил глава Нацбанка, в целом ситуация в банковской системе страны стабилизировалась. Нынче, он уверен, отечественные банки не нуждаются в значительной ресурсной поддержке, а значит, они могут самостоятельно править ситуацией и выработали определенный антикризисный иммунитет.

Более того, основной банкир страны выразил уверенность в снижении инфляционного давления во второй половине текущего года. О чем свидетельствует, как он сказал, решение правления Национального банка РК о снижении ставки рефинансирования с июля 2008 года до 10,5%. - Это также своего рода сигнал банкам о необходимости снижать ставки по кредитам для реального сектора в условиях повышения ликвидности, - отметил при этом А.Сайденов.

Казахстанская экономика выдержала испытание на прочность, а Правительство приобрело тот дорогой опыт антикризисного управления, который следует поставить на системную основу. Глава Минэкономики доложил на расширенном заседании о том, что завершена работа по разработке комплекса антикризисных мер, которая нашла отблеск в качестве проекта Приложения к Меморандуму по вопросам финансовой стабильности. Также прорабатывается вопрос создания фонда стрессовых активов, призванного помогать улучшению качества активов банковского сектора, снижению рисков и устойчивости его функционирования. В целях своевременного реагирования на внешние шоки внедрена система мониторинга за происходящими экономическими процессами в стране и мире, позволяющая в оперативном порядке реагировать на негативное изменение ситуации.

Во исполнение поручений, вытекающих из Послания Главы государства народу Казахстана, разработан Оперативный план стабилизационных действий, направленный на обеспечение устойчивости экономического роста и эффективное управление им, в случае замедления мировой экономики и возможного снижения цен на ряд экспортных товаров.

Что касается цен на такие базовые экспортные продукты Казахстана, как нефть и металлы, то Правительство прогнозирует значительное их снижение на мировых рынках вследствие замедления экономического роста развивающихся стран. В связи с этим Премьер заявил, что «наш предстоящий трехлетний бюджет, с которым мы будем выходить в Парламент, мы планируем из того, что стоимость на нефть и металлы упадет достаточно сильно». - Мы исходим из той позиции, что мировая экономическая система, сперва всего развитые рынки США, будет испытывать дополнительный шок, - сказал К.Масимов. По его словам, приблизительно снижение экономического роста развитых стран будет достаточно ощутимым – рост будет либо минимальным, либо будет рецессия на западных рынках.

Глава Правительства отметил, что потом Олимпиады в Пекине ожидается замедление экономического роста на рынках США и Индии. «Из чего предполагаем, что мы увидим снижение цен на такие базовые экспортные продукты Казахстана, как нефть и металлы», - подчеркнул он. Поэтому в планировании своих социальных обязательств, на чем акцентировал свое внимание Премьер-Министр, мы должны в первую очередь рассчитывать на собственные силы.

Изменение ценовых конъюнктур на основные экспортные товары казахстанской экономики, разумеется, будет иметь мультипликативный эффект, отражаясь не только на параметрах предстоящего трехлетнего бюджета, но и положениях обсуждаемого ныне проекта нового Налогового кодекса. В целом, как заявлял ранее глава Правительства, к сентябрю мы должны подойти с тремя законопроектами - новым Налоговым и Бюджетным кодексами и трехлетним бюджетом.

Разработка проекта активно обсуждаемого налогового документа вступила в завершающую стадию и до конца августа итоговый вариант кодекса планируется обсудить на заседании Правительства. Премьер заявил, что до конца года этот главный документ обязан быть принят в Парламенте, а вступить в деяние - уже с января следующего года. Кодекс предусматривает снижение ставки корпоративного подоходного налога, реформирование других видов налогов, в целом снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики, что позволит высвободить дополнительные инвестиционные ресурсы предприятий.

Что касается двух других документов, то в целях законодательного закрепления новых подходов к государственному планированию и бюджетированию, ориентированных на результат, в текущем году завершается разработка Бюджетного кодекса в новой редакции. В первом полугодии текущего года проведена предварительная работа по формированию республиканского бюджета на предстоящий трехлетний период, с учетом требований по реформированию бюджетной системы, связанной с переходом на новые методы бюджетирования.

И еще один очень актуальный для экономики страны законопроект – о недропользовании, подготовку которого Премьер поручил ускорить с тем, чтобы осенью внести его в Парламент. Глава Минэнерго Сауат Мынбаев, выступая на расширенном заседании Правительства, отметил, что побудительным мотивом к разработке проекта нового закона, регулирующего сферу недропользования, послужили значительные законодательные пробелы, которые обнаружились при инвентаризации контрактов и отзыве лицензии. Напомним, что с ноября прошлого года в Казахстане расторгнуто более 100 контрактов с недропользователями. Ключевые позиции нового закона, как пояснил глава Минэнерго, будут состоять в следующем: «Не будет совмещенных контрактов на разведку и добычу. Будет разведка, добыча, и прописана процедура, как это будет происходить. Изменена конкурсная процедура, победитель определяется только на основании бонуса и социальных отчислений. Все остальные позиции являются обязательными к исполнению минимальными требованиями», - сказал С.Мынбаев. Предполагается, что старые законы "О нефти", "О недрах и недропользовании" и СРП (соглашение о разделе продукции) уйдут на утрату.

Кроме того, по словам главы ведомства, "регламентирован порядок реализации приоритетного права государства по выкупу, регламентирована деятельность всех комиссий на уровне закона, дан подробный список проектных документов для проведения операций по недропользованию и их соотношению с контрактом и рабочей программой, и многое другое". В целом, С.Мынбаев считает, что министерством разработан «кардинально новый текст закона о недрах и недропользовании, сущность которого состоит в регламентации всех процедурных вопросов с тем, чтобы избежать всех недоразумений в будущем».  Зауреш Балкенова - Национальное информационное агентство "Казинформ" www.inform.kz

 

news.zakon.kz

Tags: , , , , , , , ,