ФИНАНСЫ

Микрокредит отпустят на волю.Правительство хочет дать МКО разрешение заводить на всех кредитное досье
Ирина ИВАНОВА, Астана
 

 
Острую необходимость в распространении системы микрофинансовых организаций усмотрели мажилисмены с подачи Министерства экономического развития и торговли: во вторник они собрались за «круглым столом» специально, чтобы услышать от вице-министра Куандыка Бишимбаева, мол, пора уже и рассмотреть проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК, регулирующие деятельность микрофинансовых организаций».
 
Напомним, законопроект разработали еще в Министерстве индустрии и торговли, и инициированное председателем комитета палаты по финансам и бюджету Гульжаной Карагусовой обсуждение должно приблизить принятие достаточной для вынесения на пленарное заседание редакции проекта. Мажилисмены еще как-то пытались понять плюсы и даже минусы, которые выявились за время действия МКО в Казахстане, например, опасаясь, что «деньги для микрокредитования будут выделяться за счет других необходимых гуманитарных программ в области здравоохранения, образования и очистки питьевой воды»... А г-н Бишимбаев делал упор на необходимости «создания МКО в форме акционерных обществ». По его словам, рассматриваемый законопроект как раз приводит в соответствие «статьи закона, касающиеся формирования минимального размера уставного капитала».

Мажилисмен Аманжан Жамалов оказался самым строгим блюстителем микрокредитных правил, еще в январе предложив правительству, Национальному банку и Агентству по финансовому надзору «ограничить деятельность МКО». По его словам, «в республике действует сеть микрокредитных организаций, но их деятельность стихийна, непрозрачна и фактически превратилась в теневую банковскую структуру». Его мониторинг оказался неутешительным, дескать, все МКО – обычные товарищества, которые в отличие от банков не контролируются ни Нацбанком, ни АФН, и в этой бесконтрольности «уходят от идеи низкой процентной ставки и доступности кредита». По правилам МКО, проценты с заемщика взимаются ежемесячно, а г-н Жамалов раскопал: если берут от 3 до 5 проц., то «фактически годовая ставка вознаграждения равна 60 проц., а это вчетверо больше, чем в банках». Назвав деятельность МКО ростовщичеством, мажилисмен фактически и подтолкнул правительство и парламент к принятию поправок в действующее законодательство об МКО.
Напомним, программа развития микрокредитных организаций действует в Казахстане с 2008 года и должна быть завершена к 2012-му. Основной идеей МКО, кстати, было обеспечение доступа сельчан к дешевым деньгам, но г-н Жамалов и в январском запросе и на встрече за «круглым столом» гневался оттого, что организации фактически «игнорировали эту цель». По его сведениям, чаще всего финансировались торговые проекты – 60-65 проц. от общей суммы средств, выделенных из бюджета. Более того, суммы выдаваемых кредитов никак не совместимы с приставкой «микро», поскольку достигали 80 тыс. долл., а это фактически равно среднему кредиту, выдаваемому банками бизнесменам. Между тем в международной практике если микрокредит, то около 7 тыс. долларов.
А вскоре после выступления мажилисмена Ассоциация микрофинансовых организаций Казахстана выдала своего рода опровержение. В распространенном ассоциацией пресс-релизе говорилось, что деятельность МКО ни в коей мере не теневая, а отдельные неблаговидные случаи не дают права на введение ограничительных мер. Дескать, из-за любых ограничений пострадают «потребители, которые, не имея альтернативного финансирования, могут полностью лишиться устойчивого доступа к кредитам». По данным ассоциации, в республике зарегистрировано 1712 МКО, а статагентство подсчитало, что в 2009 году микрокредиты получили 160 тыс. заемщиков более чем на 40 млрд. тенге.
Теперь Минэкономразвития предлагает законодательно закрепить саморегулирование МКО. По мнению г-на Бишимбаева, «если мы не вводим прямое госрегулирование, то необходимо предусмотреть механизмы, когда МКО по определенным нормам и стандартам организовывают внутреннее саморегулирование, то есть некие стандарты услуг и правила, которые все МКО берутся выполнять и им соответствовать». Вице-министр уверен, что только так можно будет добиться от МКО «прозрачности и эффективности». Тем не менее МЭРТ не отказывается от введения каких-либо форм госрегулирования деятельности МКО. Еще правительственный законопроект предполагает, что каждая МКО получит разрешение на формирование кредитного досье по каждому заемщику – со дня подписания первого договора. Однако есть и послабления для заемщиков – копию удостоверения личности заемщика заменить копией любого другого документа, удостоверяющего личность, – паспорт или водительские права и прочее. По поводу ставок г-н Бишимбаев не высказывался, да и сами депутаты особых предложений не имели.

далее

0 1


 

dknews.kz

Tags: , , , , , , , , , ,