РЫНКИ

О социальной ответственности. Три цвета безопасности: красный, желтый, зеленый
Ольга ЛАНСКАЯ
 
Май плавно вкатывается в лето, а на проезжую часть дорог выкатываются мячики, сбежавшие от детворы щенки и котята, а за ними… С наступлением лета эта кошмарная картина наверняка заставляет жать на тормоза многих водителей, хвататься за сердце очевидцев, а многих родителей - каждое утро напоминать детям о том, как опасно движение на дороге, и о необходимости соблюдать осторожность. Как при переходе улиц, так и при играх во дворе, машины давно вторглись на прежде заповедные территории человека.
 
Проблема и в целом обострилась: вот только что – 25 мая на заседании коллегии Генеральной прокуратуры были рассмотрены вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Но «прокуророво око» за каждым ребенком не уследит. Это многоаспектная работа, которая становится своего рода социальной ответственностью всего взрослого мира по отношению к миру детства. Родители, школа, СМИ, государство, простые прохожие, оказавшиеся рядом с сорванцом, сотрудники дорожной полиции – у каждого своя роль в этой дорожной истории. У каждого свои возможности, свой уровень подготовки – от профессионального до житейского опыта. И нельзя выделить того, кто «главнее» в этой истории. На этой территории всё взаимодополняемо, и все важны.

- Только в нашей республике в среднем за год жертвами автотранспортных средств становятся до 15 тысяч человек, - приводит статистику Нина Бутенко, журналист, заслуженный работник МВД РК, заслуженный работник Департамента дорожной полиции МВД РК, подполковник милиции в запасе. - Из них более 2 тысяч погибают. По данным статистики, каждое четвертое дорожно-транспортное происшествие происходит с участием детей. При этом каждый пятый ребенок получает тяжелые ранения, каждый девятый – погибает.

Нина Бутенко - одна из тех, кто этим делом занимается, кажется, почти всю жизнь. Сама она уточняет - свыше 30 лет. Но даже в запасе ей эта проблема не дает покоя. Вот и теперь она то дает практические рекомендации учителям по эффективному обучению учащихся основам дорожной безопасности и ПДД в иформационно-методическом журнале «Открытая школа». То совместно с редакцией журнала «Справочник классного руководителя» работает над созданием сборника в помощь учителям по методике преподавания правил дорожного движения. С прошлого года в «Справочнике классного руководителя» она ведет ежемесячную авторскую рубрику «Дорога – человек – автомобиль». Причем материалы публикуются на русском и казахском языках одновременно.
А недавно по предложению руководства алматинского детского развлекательного центра «Бебилон» она разработала сценарий внешкольного мероприятия по ПДД для учеников начальных классов, которое проводится на площадке центра. Занятия ведутся с конца апреля, а с нового учебного года будут разработаны и будут проводиться уроки для учащихся с 1 по 8 класс. Сейчас подполковник милиции в запасе работает над книгой для родителей по ПДД для пешеходов и детскими играми по безопасности дорожного движения. Важно в работах Бутенко то, что все они основаны на документальных фактах, личных наблюдениях, конкретных уголовных делах, судебных приговорах по фактам дорожных ЧП.

- Я хочу, чтобы мой опыт, мои знания еще послужили людям, помогли подготовить детей к движению на улицах. Поскольку лишь незначительная часть ДТП случается по причине недоработок в организации движения, плохого дорожного покрытия, неисправности транспортных средств, но свыше 80 процентов – из-за нарушений установленного порядка движения или необдуманных, неосторожных действий водителей и пешеходов, - говорит Нина Вячеславовна. - При этом сами нарушители чаще всего становятся и жертвами своих роковых ошибок. Самые беззащитные на дороге – пешеходы. При столкновении с автомобилем у человека практически нет шансов обойтись без повреждений и травм. Можно ли предотвратить дорожные трагедии? В большинстве случаев можно. Если изменится сознание, повысится ответственность участников движения и каждый поймет несколько простых истин. Например, что наша личная безопасность на дороге зависит прежде всего от нас самих. В свое время мне довелось очень тщательно изучать материалы ДТП с участием детей – мы готовили республиканские цикловые учебные телевизионные программы. Я проработала более тысячи дел, в которых фигурировали дети. Как выяснилось, ребята повторяли те же ошибки при моделировании своего поведения, что и их родители, старшие братья, сестры. Неполные, неточные знания взрослых (в том числе и учителей, воспитателей) спровоцировали юных участников дорожного движения на неправильные действия. Поэтому очень важно, чтобы педагоги сами четко ориентировались в основах дорожной безопасности. На этом я сейчас и акцентирую внимание педагогов в своих публикациях и в ходе практических занятий.

далее

0 1


 

dknews.kz

Tags: , , , , , ,