РЫНКИ

Вопросы железной дороги. Могут стать препятствием для создания Таможенного союза

 
Особой спецификой стран, входящих в Таможенный союз, являются превалирующие объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом как во взаимной торговле, так и во внешнеэкономических связях с третьими странами. Между Казахстаном и Россией действует 11 железнодорожных переходов. Между Россией и Беларусью – три. Количество внешних пунктов перехода между государствами Таможенного Союза и третьими странами исчисляются десятками. Все это предопределяет исключительно важную роль в эффективном функционировании Таможенного Союза межгосударственного железнодорожного сообщения и пунктов пропуска.
Н. ИСИНГАРИН, д.э.н, председатель ФАПЭ, АНЭК и КазАПО, член совета директоров АО «НК «Қазақстан темiр жолы».
 
Однако в процессе формирования правовой базы Таможенного союза железнодорожным делам было уделено мало внимания, к их разработке специалисты железных дорог и транспортных бизнес-структур практически не привлекались. Все принятые в рамках Таможенного союза документы направлены в основном на решение вопросов таможенного тарифного и нетарифного регулирования взаимной торговли.

Между тем есть масса вопросов, связанных с перемещением грузов и подвижного состава через железнодорожные внутренние и внешние пункты пропуска. Не случайно с момента вступления в силу документов Таможенного союза железнодорожные перевозки столкнулись с рядом серьезных проблем.

Так, например, Таможенный кодекс Таможенного союза не содержит нормативно-правовых положений, определяющих деятельность железнодорожных пунктов пропуска.
С первого июля 2010 года вступает в силу Кодекс Таможенного союза и вместе с ним новое таможенное оформление товаров на внутренних, а через год и на внешних границах. А значит, на пунктах пропуска железнодорожные службы и таможенные органы должны начать работать по новой технологии.

В то же время в статье 151 дано определение понятия «места перемещения товаров через таможенную границу», в соответствии с которым это – «пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств - членов Таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза». В то же время, понятие «пункт пропуска» отсутствует. Также отсутствуют статьи, которые определяли бы общие положения взаимодействия таможенных органов и перевозчика на железнодорожных пунктах пропуска. В Кодексах союзных государств деятельность пункта пропуска трактуется по-разному.

Поэтому текст Таможенного кодекса нужно дополнить регламентирующими статьями, а также разработать и принять единый нормативный документ, определяющий порядок деятельности железнодорожных пунктов пропуска в государствах Таможенного союза
Далее, по некоторым положениям Таможенного кодекса Таможенного союза не раскрыт механизм их выполнения, отдельные – входят в противоречие с казахстанским законодательством, имеются пункты, требования которых выполнить не представляется возможным.
В соответствии с кодексом Таможенного союза транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию (п.4 статьи 341) в соответствии с требованиями статьи 350. Эта статья устанавливает, что «таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путем представления таможенной декларации на транспортное средство установленной формы». При этом «продолжительность стоянки транспортных средств международной перевозки, исходя из времени, необходимого для проведения таможенных операций, для воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта не должна превышать 3 (три) часа» (п.2 статьи 341). Эти требования:
- не определяют механизм процедуры декларирования и форму документа, по которому оно будет осуществляться, кто его будет разрабатывать и будет ли этот документ единым для таможенных органов Союза;
- не соответствуют казахстанскому законодательству, которым устанавливается, что для железнодорожного транспорта применяется упрощенный порядок таможенного оформления путем соответствующих отметок таможенного органа;
- не выполнимы по установленным срокам, так как оформление Грузовой таможенной декларации (ГТД), где содержится информация о грузе, требует намного больше времени (для сравнения оформление ДКД занимает более 3 часов).
Для исключения таких проблем нужно тщательно проанализировать положения ТК ТС и доработать их с целью исключения возможности необоснованных задержек на границах.
Имеются пробелы по регулированию выполнения функций таможенного перевозчика железнодорожным транспортом. В России ОАО «Российские железные дороги», в Белоруссии Государственное объединение «Белорусская железная дорога» на основании действующих нормативно-правовых актов официально являются таможенными перевозчиками. В Казахстане АО «НК «Қазақстан темір жолы», фактически являясь единственным перевозчиком грузов, юридически не зарегистрирован как таможенный перевозчик и не выполняет его функции.

далее

0 123


 

dknews.kz

Tags: , , , , , , , ,