admin on марта 19, 2010


РЫНКИ

Законы рынка одинаковы для всех
Серик БАЙТАНАЕВ
 
Однако эту аксиому порой пытаются игнорировать некоторые потребители услуг, считая, что поставщики обязаны идти ради них на неправомерные уступки. Деловое, в рамках действующей законодательной базы, сотрудничество поставщиков и потребителей природного газа всегда складывалось непросто. Глобальный финансовый кризис не прибавил особой теплоты в отношениях сторон. Потребители по-прежнему склонны винить поставщиков в завышенных тарифах, запутанных договорах или нежелании войти в положение. Поставщики привычно отвечают, что тарифы устанавливают не они, в свою очередь обвиняя оппонентов в юридической безграмотности. Попытки найти точки соприкосновения интересов предпринимаются постоянно. Основная проблема потребителей видится в незнании нормативной базы и определенной пассивности. Самое интересное заключается в том, что те же самые потребители ведут себя достаточно активно в отстаивании собственных интересов. Наверное, по старой памяти: лучшая зашита - нападение. Но на сегодняшний момент делать этого уже не надо.
 
Обратимся за примером к деятельности АО «КазТрансГаз Аймақ» - основного поставщика природного газа, снабжающего потребителей семи областей Казахстана. В секторе внутреннего газоснабжения республики «КазТрансГаз Аймак» с еще одним дочерним предприятием «КазТрансГаз - Алматы» осуществляет поставку в восемь из девяти регионов Казахстана, обеспечиваемых природным газом: это Южно-Казахстанская, Костанайская, Жамбылская, Алматинская, Актюбинская, Кызылординская, Мангистауская и Западно-Казахстанская области. Закупка газа осуществляется для южных регионов в Узбекистане, для Костанайской - в России, для Западно-Казахстанской области - у ТОО «Казросгаз» (казахстанский газ, очищенный на Оренбургском ГНПЗ), для Кызылординской области - с месторождения Акшабулак (компания «Казгермунай»), для Актюбинской области - в Узбекистане, а также дополнительно с месторождения Жанажол (компания «CNPC-Актобемунайгаз»). В настоящее время наибольшее потребление объемов газа наблюдается в южных регионах республики.

В последнее время возникли вопросы относительно оказания АО «КазТрансГаз Аймак» услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и газопровода-ввода, вводного и внутреннего газопровода (ВДГО). Они нуждаются в компетентном разъяснении, так как домыслы и различного рода инсинуации вокруг этого ходят невероятные. Они все рассыпаются в прах, если привести хотя бы два документа: АО «КазТрансГаз Аймак» осуществляет транспортировку природного газа, а также деятельность, технологически связанную с регулируемыми услугами, перечень которой утвержден совместным приказом председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 18 апреля 2006 года № 112-ОД и министра энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан от 10 мая 2006 года № 148, основываясь также и на правилах поставки, транспортировки и реализации природного газа, утвержденных постановлением правительства РК от 11 июня 2003 года № 568. В них четко прописаны условия реализации газа конечным потребителям, присоединенным к магистральным или распределительным газопроводам, правила эксплуатации и технического обслуживания распределительных газопроводов, а также внутридомовых газовых сетей. Так, пункт 8 определяет, что для надлежащих поставок газа необходимо наличие правовых, технических (технологических) и организационных условий, в том числе со стороны потребителя - наличие разрешительных документов по эксплуатации газового оборудования, документов, подтверждающих исправность газопотребляющих установок, оборудования. Руководствуясь требованиями законодательства, АО «КазТрансГаз Аймак» в средствах массовой информации было размещено предложение об оказании услуг по техническому обслуживанию ВДГО на условиях опубликованного договора.

После заключения указанного договора компания ежемесячно рассылает квитанции об оплате за техническое обслуживание ВДГО с указанием месячной суммы к оплате и общей (годовой) договорной суммы, но при этом потребитель вправе как оплачивать ежемесячно, так и уплатить полностью годовую сумму. После чего техническое обслуживание ВДГО потребителя будет произведен согласно утвержденного обществом графика с периодичностью: у потребителей газа, использующих газовые плиты, - 1 раз в 2 года; у потребителей газа, использующих проточные водонагреватели и отопительные приборы - ежегодно.
Нелишне обратить внимание на то, что в надлежащем порядке тариф на транспортировку природного газа был утвержден, а отпускная цена природного газа была согласована уполномоченным органом, которые не предусматривают затраты на техническое обслуживание ВДГО. В связи с чем деятельность компании по техническому обслуживанию ВДГО не подлежит государственному регулированию и контролю, как это предусматривают пункты 3-1 и 3-2 статьи 2 Закона РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках». Пункт 3-1 статьи 2 данного закона гласит, что для субъекта рынка, осуществляющего деятельность, которая отнесена законом к сфере естественной монополии, государственное регулирование и контроль применяются только в отношении такой деятельности. Пункт 3-2 статьи 2 цитируемого закона определяет, что для субъектов регулируемого рынка государственное регулирование и контроль, предусмотренные настоящим законом, применяются только в отношении ценообразования на товары (работы, услуги) в пределах регулируемого рынка.

далее

0 1


 

dknews.kz

Tags: , , ,