Равнозначность диалектики и философии
Если под диалектикой Платона понимать искусство беседы, разговора, то Ясперс прав относительно равнозначности диалектики и философии Платона. Доказывая экзистенциалистский характер диалектики и ее полное соответствие философии Платона, Ясперс усматривает в ней лишь искру озарения между людьми . Эта «искра» как бы высекается во время диалога, обусловливая свое рождение, а тем самым существование «Я» и «Ты». Последние и обнаруживают себя в процессе диалога. Противоположность «Я» и «Ты» приобретает экзистенциальную (нс понятийную) сущность.
Противоположность «Я» и «Ты» приобретает экзистенциальную (нс понятийную) сущность. В диалоге мысль не утихает, поддерживая коммуникацию «Я» и «Ты». Истина возникает в беседе (диалоге) как результат «подлинного» отношения между людьми. Для выражения «подлинности» Ясперс вводит понятие «любящая борьба», поскольку в диалоге происходит борьба мнений не для достижения объективной истины, выраженной в уточняемых здесь понятиях, а для подтверждения абсолютно идеального существования отношений между людьми.
Диалогическое отношение, по мнению Ясперса, фиксирует не существование мыслящих («любящих») люден, а существование самой мысли, только возникающей в ходе диалога. Последний как бы выкристаллизовывает существование мысли в качестве самостоятельной сущности.